История
Биография
Пресса
Библиотека
Дискография
Воспоминания
Кино в Кино
Интервью
Новости
Опросы
Ссылки
О сайте
|
Воскресение Виктора Цоя
Михаил Садчиков
С Виктором мы были знакомы. Он давал мне
интервью и тогда, когда был известен сотне-другой
рок-клубовских фанов, и тогда, когда стал
всенародным героем. Мне доводилось вести
творческие встречи Виктора, помогать ему
отвечать на записки. Мы не раз встречались и на
концертах "Поп-механики", где Цой был
рядовым гитаристом. С кем другим после такого
общения возникли бы приятельские отношения,
дружеские, а то и панибратские... Но тут было
что-то не то. Он упрямо держал дистанцию. Был
немногословен и, по правде сказать, казался мне
скучным собеседником. Да и не только я один, а
многие журналисты отмечали, что беседовать с
Виктором Робертовичем Цоем - адский труд.
Но есть же люди, с которыми он беседовал подолгу,
с которыми вместе работал. Кто они?
В последние годы Виктор почти не заводил новых
друзей, не подпускал к себе многих старых
знакомых. Он и в личной жизни был замкнут. С женой
они расстались, но, к счастью, остались в добрых
отношениях. Говорили, что в Москве у Виктора есть
постоянный человек по имени Наташа, но жил он
все-таки в Ленинграде. Музыканты-"киношники"
народ также не слишком общительный.
И вот удача. Я нашел человека, который знал
Виктора близко, но познакомился с ним лишь в 88-ом
году, то есть мог посмотреть и на Цоя, и на его
друзей свежими глазами. Юрий Владимирович
Белишкин. Ему чуть больше сорока, 20 лет он в мире
эстрадного шоу-бизнеса. Работал с десятком
коллективов, осуществил десятки проектов, а как
столкнулся с "Кино"?
- Наша первая встреча с Виктором все
откладывалась и откладывалась. Никаких концов.
Он был неуловим. Прописан на проспекте Ветеранов,
но там не живет. Называют разные телефоны, но они
молчат. Я стал названивать Юрию Каспаряну,
который наконец сообщил мне: Виктор отдыхает в
Латвии в Апшуциемсе (теперь это место стало
трагически известно).
Вот-вот должен вернуться, и все "киношники"
тут же едут на юг. Наконец вернулся. Мы
договорились встретиться на улице Жуковского, 22,
около театра-студии "Бенефис" в 15 часов. И
вот ровно в 15.00 - такое ощущение, что он замедлял
ход, чтобы прийти точно, - из-за угла вывернула
красивая компания - Витя, Каспарян, с ними были
какие-то девочки, все молодые, модно одетые,
раскованные. Люди, которые не знали их, все равно
бы обратили внимание на их компанию. Они ехали
куда-то в Евпаторию и там собирались дать первые
концерты после выхода альбома "Группа
крови". Тогда-то и началось то самое безумие на
концертах "Кино", которое будет
преследовать их до самых последних дней. "На
чем, как едете?" - спросил я ребят. Оказалось,
едут в плацкартном вагоне. Тут мне подвернулся
шанс показать свои возможности. И я буквально в
этот же день достал им купейные билеты. Сказали
спасибо: приедем, созвонимся, общаться будем
через Каспаряна и Гурьянова. Говорили несколько
туманно, никаких обещаний, никаких
предположений. Но я дозвонился.
- Я хорошо помню то время. Виктору ведь тогда было
просто негде жить в Ленинграде, и он жил у
Гурьянова, у друзей... Квартирная проблема так и
не решилась в его жизни.
- Да, я приехал в трехкомнатную квартиру
Гурьянова на Будапештской. Родители Гурьянова
были на даче, и вся компания "Кино" была в
сборе. Что меня удивило? Стол, где сигареты и чай.
Все очень непритязательно. Сидели, молчали,
курили, что-то играли на гитарах, так
продолжалось несколько вечеров, и за все время я
сказал слов тридцать, а они - немногим больше.
Беспрестанно звонил телефон, однако никого не
приглашали в гости. Один из них, по-моему, Густав,
вдруг встал и уехал - уехал он в Москву. Никаких
тусовок, никаких шумных компаний. Туда надо было
и мне приходить одному. Мы с Виктором общались на
"вы" и затем так и не перешли на "ты",
по-моему, нам обоим нравилось эта дистанция. Меня
вообще коробило то, что некоторые поклонники
считали возможным обратиться к Виктору на
"ты".
В.Цой: "Есть люди, которым необходимо жить в
хорошей квартире, иметь машину, дачу и так далее...
У меня этого нет. И один готов ради всего этого
идти на компромисс, а другой - нет. Когда я начинал
заниматься рок-музыкой, в последнюю очередь я
думал о деньгах. Тогда было понятно, что кроме
неприятностей (причем самых серьезных), за это
ничего не получишь. Мы были значительно беднее,
чем могли бы быть, работая на каких-то работах... И
все время сталкивались с гонениями, были людьми с
совершенно испорченной репутацией".
- Он попросил меня найти ему квартиру. Чего мне
это стоило! Но в самый последний день мне удалось
найти ему пристанище на улице Мориса Тореза.
Любопытный штрих: через некоторое время Витя
попросит меня найти ему ковровую дорожку, так как
внизу жила какая-то выжившая из ума старуха,
которой мешал скрип половиц. Однако я доподлинно
знаю, что это был именно скрип половиц, а не
гулянки, пьянки и прочее.
- За эти полтора года, с ноября 1988-го по декабрь
1989-го, группа "Кино" дала невероятное для
себя число концертов. И все при вашем участии,
Юрий. Я понимаю, что все смешалось, но вспомните
самый яркий концерт.
- Почему смешалось? Не поверите, но я помню
практически каждый концерт. А самый яркий -
московский, 16 ноября 88-го года в Лужниках. Это
было безумие... День начался с того, что москвичи
встретили нас по-московски - не подали транспорт,
продинамили с гостиницей. Тогда мы поехали на
квартиру, сидели там, ждали, пили чай. Потом
наконец нас поселили в "Космос", но дали
только два двухместных номера. В Москве тогда
было не принято устраивать стоячий партер. Это
казалось кощунственным. Однако минут через 30
после концерта тысячи людей встали и стеной
пошли к сцене. Не было никаких пьяных, никаких
дебоширов - было безумное желание приблизиться к
Цою. Тогда администрация во главе с хамоватой
директоршей вырубила электроэнергию. Подошли ко
мне, стали требовать, орать (не просить, а
по-московски - требовать), чтобы Цой прекратил
провоцировать публику. А что он мог?.. Вы же
прекрасно знаете, что Виктор весь концерт стоял
на месте, словно привязан к микрофону, а рядом с
ним стояли трое музыкантов-аккомпаниаторов.
Никаких реплик в зал, никаких обличений, а
публика ломится вперед. Это было шаманство
чистой воды. Об этом даже французы говорили, что
от Цоя исходила фантастическая энергия. Они, слов
не понимая, все поняли.
В январе 89-го приехали в Новосибирск, где
выступали в каком-то окраинном спортзале - там
раньше никому в голову не приходило устраивать
концерты. Зрители поставили низенькие скамеечки,
балансировали на них, а сцены не было - Цой стоял
на одном уровне с публикой. Вроде все более-менее
прилично себя вели, а после последней песни вдруг
как рванут к Виктору. Но мы были ко всему готовы:
пригнали машину, открыли дверцы, и он бегом. Иначе
не спастись от толпы, как прыгнув в открытую
дверь.
- При вас, Юрий, был записан альбом "Звезда по
имени Солнце". По-моему, в первый и, увы, в
последний раз Цой и компания работали в
настоящей профессиональной студии...
- Да, это были отличные деньки. С 21 декабря по 30-е
мы находились в Москве, жили в далекой от центра
гостинице ВДНХ, записывались на студии Валерия
Леонтьева. Цой не был особенно занят - свои
вокальные партии он наложил буквально с первого
дубля. А Каспарян с Тихомировым удивили
звукорежиссеров студии тем, что с ходу врубились
в аппаратуру, а к концу записи уже сами
практически заменили звукорежис- серов.
Закончить запись не успели и на Новый год уехали
в Ленинград, а потом возвратились в Москву и с 3 по
10 января снова делали альбом "Звезда по имени
Солнце".
- Вы ничего не путаете - ведь альбом вышел в конце
лета - начале осени 1989-го?
- Ребята решили не частить с альбомами и
тормознули уже записанный материал, рассчитывая
выпустить его примерно через год после "Группы
крови".
- Сейчас в коопларьках можно увидеть множество
плакатов Цоя, но при жизни "Кино" их
практически не было. Коллекционерам, думаю, не
составит большого труда собрать все
клишированные афиши.
- А их и было-то раз-два и обчелся. Я уговорил
Виктора выпустить клишированные афиши для
ленинградских концертов в "Юбилейном" и СКК.
Все понимали, что нужны они не для рекламы, а для
истории. Но он меня удивил и озадачил, попросив,
чтобы вся афиша была черной, как я тогда говорил,
траурной, а потом напомнил об этом и
проконтролировал этот момент. В остальных же
городах администраторы не волновались за
рекламу. В Алма-Ате продали пять аншлаговых
дворцов спорта, приколотив один-единственный щит
у зала.
- Бывали все-таки случаи, когда фаны сметали
кордоны и прорывались к вожделенному кумиру?
- В Минске у нас были прекрасные концерты на
стадионе, где побывало 70 тысяч зрителей. Там мы
даже устроили фальшь-отъезд. После концерта
наряжали статистов в черные куртки и сажали их в
автомобиль, который с визгом проносился мимо
толпы, после чего она расходилась. А мы
оставались на площадке, сидели в бане, потом
перешли в какую-то комнату отдыха. И
представляете, вдруг слышим стук в окно, а уже
ночь и мы находимся не то на втором, не то на
третьем этаже... Самые отчаянные фаны не поверили
фальшь-отъезду и пробрались к нам. Ну мы их,
конечно, впустили. Девушки увидели Виктора, упали
на колени и заплакали. У меня всегда было доброе
отношение к поклонникам "Кино". Если даже
они прорвались, то не били стекол, не швыряли
камней, а тихо-мирно стучали. Вы знаете, фанаты
весь сентябрь, октябрь, да и ноябрь, жили на
кладбище в палатках. Мы как-то приходили туда,
приносили им еду, какие-то теплые вещи. Нас
встречали парнишки лет по 17, с чистыми лицами. Без
позерства, без желания выехать на этой теме -
чистые ребята. И на похоронах было много детей и
людей пожилых. Прошло 50 тысяч, а милиционерам не
нашлось работы. Пьяных рядом с нами никогда не
было: алкаши не торчат на "Кино".
- У вас ведь была уникальная гастрольная команда.
Другую такую вряд ли сыщешь в истории рок-н-ролла
нашей планеты. Были четыре музыканта плюс вы,
Юрий, и, считай, - все. У группы не было своей
аппаратуры, а значит, и технического персонала,
не было своего звукорежиссера, не было даже
костюмера.
- Часто на концерты подавали машину и автобус, так
автобус шел пустым. Недавно в "Октябрьском"
зале мне сообщили, что команда Вячеслава
Малежика насчитывала... 33 человека. А мы, помню, в
Волгограде прошли через служебный вход, и
прибегают какие-то ответственные работники,
интересуются: а где же ваши люди? Мы говорим: все,
можете вешать замок. Ни хвостов, ни тусовок, ни
друзей, ни подруг. В Москве и Ленинграде, конечно,
приходило много народу, а на гастролях: прошли
пять человек и привет!
- Вы, Юрий, обмолвились, что Цой явился на вашу
первую встречу ровно в 15.00. Может быть, он просто
был заинтересован в этом знакомстве, хоть вида не
показывал. Ведь вскоре трудовые книжки
"киношников" легли в ваш театр-студию
"Бенефис"...
- Нет, это был удивительно пунктуальный человек.
За двадцать лет работы с артистами я привык, что у
всех них - дырка в голове. Сегодня сказал,
пообещал, через пять минут забыл, а оправдывает
все это творческим процессом и прочими высокими
материями. Цой помнил практически все, многое
записывал, у него была такая "картонка" с
телефонами, делами. Он, кстати, очень
"подсекал" все и в административных делах,
из него мог бы получиться приличный
администратор. А внутренняя собранность этого
человека была редкостной. Уезжаем мы в пять утра
из Нижнего Тагила, захожу к нему в номер, он
собран, гитара в чехле. И так всегда - не надо
будить, искать по этажам. Спал он мало, в 10 утра
был собран, готов.
- Но ведь официальная версия гласит, что он заснул
- заснул за рулем?!
В.Цой: "Я не такой замкнутый, как может
показаться. И вообще у любого человека есть люди,
с которыми ему интересно разговаривать, а есть -
наоборот. Я не хочу браться кого-то судить. Если
человек делает так, как я бы не сделал, все равно я
не могу сказать, что он не прав, что он предатель...
Каждый сам творит свою биографию".
- Все говорят, что он был замкнутый, тяжелый
человек. А как он работал, творил? Тоже непросто,
мучительно?
- Что вы! Он все делал очень легко, если уж за
что-то брался. Когда получал водительские права,
а было это, если не ошибаюсь, осенью 89-го, я сидел
третьим в машине, где Виктор с инструктором
совершали "первую ходку". Так вот, он сел и
поехал. Я не поверил, что он сделал это впервые, но
так и было. Я понимаю, сейчас говорить, что он был
такой звонкий, ловкий - трудно, но так и было. Так
же и английский выучил - с нуля, буквально за
полгода. И когда мы были в Дании, в Копенгагене он
давал интервью на радио на английском. Лихо у
него это получалось.
С творчеством вообще целая история. Репетировали
"киношники" очень мало. Я первое время
страшно этому удивлялся. Я ни разу не видел
Виктора за сочинением песен. Знаете, как другие:
пальцами барабанят, что-то демонстративно
шепчут, лихорадочно хватают лист бумаги. Он же
работал, отдыхал, смотрел видик (он очень много
смотрел, нормально относился к Шварценеггеру, а
вот Сталлоне не любил), а столько песен написал.
Когда, где, как? Все внутри происходило. Отсюда,
наверное, и желание побыть одному. Или с друзьями.
Я от него подхватил слово "душевные люди".
Те, что достают, душат вопросами, разговорами. Его
такие личности здорово мучили...
А ведь у него была сумасшедшая узнаваемость - его
разве что со спины узнать не могли. Никто никогда
не говорил: "По-моему, это Цой". Его не путали
ни с кем. Если он ходил по улицам, то только очень
быстро, да и я сколько раз выходил ловить ему
такси, чтоб ему самому не показываться.
И тем не менее он никогда не отказывался от
автографов. Летели мы из Мурманска, где Витя
выступал один под гитару, так к нему весь самолет
подошел с бумажками, открытками, блокнотами. Он
никому не отказал, а когда приземлились, то еще и
все пассажиры сфотографировались с ним у
самолета.
- А, кстати, почему он нередко выступал один?
- Не только потому, что это особый жанр, что
нередко приглашали именно Цоя одного - в не самый
большой зал, чтобы пообщаться, написать записки.
Но он и один легко собирал дворцы спорта. И все же
в основном один пел тогда, когда кто-нибудь из
музыкантов не был в Союзе или в Ленинграде и
группа не могла собраться в полном составе. А
вообще ему страшно не нравилось, когда его имя
выделяли, отделяли от группы. Солист, лидер,
руководитель - его это раздражало. Перед
концертами в "Юбилейном" на всех городских
сводных афишах-"декадах" напечатали: В.Цой и
"Кино", так я поехал по кассам и попросил
кассиров зарисовать его имя.
- Кого из музыкантов Виктор любил, выделял? Я
несколько раз говорил на творческих встречах,
что Виктор должен быть благодарен Гребенщикову и
Курехину, но он без всякого энтузиазма встречал
эту тему...
- Как это ни удивительно прозвучит, в это мало кто
поверит, но он уважительно относился к
Розенбауму. Так было. Не было особой любви к
"ДДТ" и Шевчуку, но тем не менее он говорил,
что группа интересная, и она о себе скажет. Я
считаю, что так оно и случилось. Личностные
моменты не пытался перенести на творческие. А
дружил он с БГ и Кинчевым, их чрезвычайно уважал.
В меньшей степени, но очень хорошо относился к
Макаревичу и Бутусову. Про Славу однажды сказал
мне, что человек, который написал "Я хочу быть с
тобой", уже за одну эту песню заслуживает
уважения. Он никогда не говорил: "Я люблю эту
музыку, этого музыканта". Говорил так:
"Нормальная группа. Нормальная песня". А
любил он цветы - розы.
- Юра, вы были инициатором вечера и директором
программы 24 сентября в СКК - вечера памяти Цоя. И
вот читатели газеты "Смена" назвали этот
вечер лучшим концертом года в Ленинграде.
- Спасибо, конечно, я эту газетку сохраню для
истории, но сам считаю, что на этом вечере сделано
процентов на 60 того, что я хотел, как все это
видел. Там не было Слова. Получились
мини-концерты, и многие исполнители потянули
одеяло на себя...
- Что он еще любил, кроме цветов и видика?
- Восточную кухню. В Москве мы ходили в китайский
ресторанчик, недалеко от Ленинградского вокзала,
были в таких же ресторанчиках в Алма-Ате, в Сочи.
Он, кстати, там палочки взял и мастерски ими
пользовался, а мне этому было за полгода не
научиться. Вообще тяга к Востоку у него во всем
чувствовалась. Он уже тогда думал о возможных
проектах с Японией, Китаем, Кореей.
- С телевидением у Цоя отношения так и не
сложились?
- Можно так сказать, и это грустно, потому что не
вернуть многих прекрасных моментов. Но я не так
давно смотрел финал "Песни-90", и такой
нафталин шел от всего этого. Если бы Цою
предложили мировое турне с блестящими условиями,
солидными гонорарами, он бы ни за какие коврижки
не согласился выступить в таком шоу. Я даю
миллион процентов. Только про "Взгляд" он
мог сказать: "Нормальная передача". Поэтому
там и снимался, а в других программах, если и
выступал, то очень неохотно. А предложений было
море...
- Он был щедрый человек?
- Провести его на мякине, "макнуть" было
очень трудно. Он был умница. Он знал, сколько
стоит его концерт и не шел на коммерческие
уступки, но и не старался зашибить шальные бабки,
насосаться. Всегда интересовался: полон ли зал?
Если бы узнал, что билеты идут неважно, ползала
пустует, снял бы концерты. Если нам предлагали
десять концертов, я и Витя урезали число до пяти,
если просили четыре - мы давали два. Он
категорически отказывался от "солянок",
даже когда предлагали те же деньги, но за две
песни. Пусть меньше, но сольники. Нам все время
говорили: "Давайте по три в день, можно под
фонограмму, так все работают, а вы дурью
маетесь". А щедрость? Под Новый год он вдруг
всем нам принес подарки. Мне подарил портмоне. В
Тагиле, когда я обмолвился, что у меня день
рожденья, тут же откуда-то вытащил английский
одеколон. Умел считать деньги, но Плюшкиным
никогда не был: в ресторане мог расплатиться за
всю компанию.
Не доверял всяким благотворительным фондам,
расчетным счетам. Отказывался не потому, что был
жадный, а потому, что был умный человек. Считал,
что все эти фонды - дырявый карман. Лучше купить
телевизор и самому отнести в какой-нибудь
детский дом.
- Для меня было несколько неожиданно почти
годичное отлучение Виктора от концертной
деятельности из-за съемок фильма "Игла".
Почему он пошел на это?
- Вы знаете, сценарий "Иглы" был полностью
переделан. Но не переписан - в с е игралось
практически с листа. Наверное, поэтому он и
подписался работать с Нугмановым - тот не давал
Виктору установок. Одевайся - как хочешь и
фактически - играй как хочешь. Я знаю, что у него
были предложения сыграть в совместной картине
чуть ли не роль Чингиз-хана, были предложения от
крупных режиссеров. Но там бы началось давление
мэтра. Здесь же они сидели, курили, пили - все на
равных.
- Он курил?
- Мы все пятеро курили. Музыканты почти всегда -
фирменные сигареты, а стоили они тогда аж 3 рубля.
Курил помногу, но наркотиков не употреблял. Все
мы и пили, но больше всех - я. Витя любил
шампанское, вино, в меньшей степени коньяк, а
водку - при мне вообще в рот не брал. Даже тогда,
когда был простужен, как на гастролях в Сибири, и
мог бы полечиться. После концерта, а иногда и
перед, мог принять 50 граммов коньяка. Но за все
время у "киношников" не было никаких
дебошей, эксцессов в гостиницах - даже намека на
что-то такое не было. Гастроли вообще проходили
тихо. От предложений устроить экскурсию,
прогулку по городу мы отказывались. Изредка
выбирались в бассейн и уж совсем архиредко,
только если человек вызывал доверие, могли
приехать в гости.
- Ну а с личной жизнью что у него происходило? Без
семьи, без квартиры - молодой, красивый,
популярный...
- Понимаете, такие вопросы его коробили. Я знал
это и старался предупреждать корреспондентов, а
на творческих встречах потихоньку откладывал в
сторону подобные записки, ну а если все-таки
вопросы достигали цели, он уходил от этой темы. Я
видел с ним только Наташу. Других - ни в
гостиницах, ни на квартирах как-то не встречал...
Сына он очень любил, вспоминал его все время, на
гастролях покупал подарки.
В.Цой. Ответ на вопрос: "Вы противоречивый
человек?" - "Нет, я совершенно монолитный".
- Да, он таким и был. Молодой, но такой серьезный.
- А как он одевался? Любил ли вещи?
- Вы же все это видели. Только в черное. Костюм
купил, но так, по-моему, ни разу не надел. Все
черное - сумки, куртки, футболки, туфли, сапоги.
Все это покупалось обычно т а м. Он не был рабом
вещей, но в одежде был рабом черного цвета.
Никаких печаток я у него не видел.
- Юра, а отрицательные черты у Виктора были?
- Конечно, но сегодня я не хотел бы говорить об
этом. Может быть, кому-то интересно вспоминать
что-то плохое, но не мне. Тем более что плохого
было неизмеримо меньше, чем хорошего.
- И тем не менее. Вы ведь разошлись в начале 1990
года. И у "Кино" появился другой директор.
- Менеджер. Юрий Айзеншпис любит, чтобы его
называли именно так. Мы с Виктором не ссорились,
не выясняли отношения, не делили деньги. Слова
дурного друг о друге не сказали. Нормальные
отношения были и, я считаю, остались и с моим
преемником Юрой Айзеншписом. Но, по-моему, Цой был
не прав, что все-таки посмотрел в сторону Москвы.
Мне показалось, что его уход в Москву был не очень
органичен. Он был ленинградский человек, очень
тонкий и не крутящийся.
- В 1990-м он вообще как-то изменился. Стал
участвовать в сборных концертных солянках,
выступил в СКК вместе с французской группой.
Ничего особенного, ничего предосудительного, но
раньше Цой не делал этого, он следил за собой, был
архиосторожен. Но в то же время сделал прекрасный
новый альбом, поездил по миру, собирался вновь с
группой сниматься у Нугманова...
А потом - 15 августа. Что же произошло 15 августа,
Юра, какова ваша, пусть эмоциональная, версия
смерти?
- Было два человека при "встрече" - шофер
"Икаруса" и шофер "Москвича". Остался
жить один. Может быть, тот один и знает что-то. Я
знаю только одно - не стало Поэта.
- Но как тогда относиться к версиям, которые
представляют многие поклонники - самоубийство,
убийство... Многие экстрасенсы утверждают, что
это было убийство...
- Я могу повторить только то, что уже сказал.
Музыкально-театральный вестник "Антракт",
N 1 1991 г.
|