Музыка
|
Интересное "Кино" Виктора Цоя и его повороты"Молодежь Эстонии" (Таллинн), 6 января 1989 г.Слезы бывают не только на лице, слезы бывают в
сердце. Душа плачет!.. Это так редко происходит,
что иногда кажется, что у многих вместо сердца
камень. Но есть явление, изначально способное
"пробивать" любое сердце, даже каменное. Это
явление - часть духовной сферы, именуемая
искусством. Среди сотен и тысяч людей, появляются
вдруг е д и н и ц ы, идущие наперекор устоявшимся
(скорее застоявшимся!) представлениям об
окружающей среде, и создают свою среду, свой мир,
не похожий ни на какие прочие. Неповторимо
прекрасный, несколько даже опасный тем, что очень
честный. Он (этот мир) и живет по зако- нам жизни и
смерти, любви и справедливости и какой-то
особенной горечи, и соприкоснувшись с ним,
становится по меньшей мере не по себе, ведь то,
что вокруг нас, зачастую чудовищно
несправедливо! То, чем занимаются единицы, трудно
выразить и определить в смысле жанра или
чего-либо подобного, ведь сказал О.Уайльд в
"Портрете Дориана Грея": "Определить,
значит ограничить". Но мы будем касаться
только одного из притоков могучей реки искусства
по имени "рок", поэтому определимся, что речь
идет о рок-культуре. И здесь первой из таких
"единиц" для моего поколения хочется
назвать Виктора Цоя и его группу "Кино".
Образовавшись в начале 1981 года, группа
"Кино" сразу же проявила характер в
исполнительском облике и направлении творческих
поисков. Основной особенностью явилось то, что
"Кино" - это не просто музыка- льный ансамбль,
объединяющий людей на основе узкомузыкального
при- страстия. И перефразируя известное
высказывание Бориса Гребенщикова, "Кино" -
это образ жизни. После второго ленинградского
рок-фестиваля в журнале ленинградского рок-клуба
"Рокси" появилось интервью с Гребенщиковым:
...Корреспондент: Что тебе понравилось на
фестивале? - "Кино"! Я был после концерта
просто в трансе. Если переходить к теории, то вот
обычно, когда люди сидят в зале и смотрят на
сцену, они видят там некое действо, праздник,
колдовство. И появляется мысль, что те, кто на
сцене, вот так все время и живут. На самом деле так
в свое время жили "Битлз", а у нас это
невозможно. В свое время так жил "Аквариум".
Сходя со сцены, мы оставались такими же, какими
были на ней. Это потом появилось электричество,
одежды, грим, кимоно, синтезаторы и так далее...
Мне кажется, что на сцене он больше Цой, чем в
жизни. И, в общем, каждый, кто его в той или иной
степени знает - в той или иной степени понимает.
Когда я видел "Кино" - я видел героев, я видел
живую легенду... Мироощущение "Кино" находит
собратьев "Кино", и примкнувшие к ним
близкие по духу образовали себе собственное
направление в живописи - "новые дикие". На
прошедшей недавно в Нью-Йорке выставке
ленинград- ских современных художников
большинство картин было "митьков" и
"новых диких", из них 10 картин принадлежало
кисти Виктора Цоя. Но вернемся в музыкальное
русло. После состоявшихся в 1982 году успешных
гастролей в Москве, вызвавших восторженные
отзывы прессы, "новый романтизм" "Кино"
стал находиться под пристальным наблюдением тех,
кому дороги наши культурные фонды. До 1986 года
"Кино" было символом "потерянного"
поколения и четко отражало всю горечь и протест
против духовного застоя в жизни чело- века
Города; группа отражала воззрения той локальной
части людей молодого и среднего возраста, кто
наиболее болезненно ощущал тупик в своей жизни,
определенную безысходность. В этот момент
"Кино" ста- новится трижды лауреатом на
самых престижных в стране ленинградских
рок-фестивалях, успех, выпавший на долю первых
магнитофонных альбо- мов группы "45", "46",
"Начальник Камчатки", "Это не любовь",
ошело- мителен, а многие их песни, такие как
"Электричка", "Транквилизатор",
"Троллейбус", "Алюминиевые огурцы",
"Весна" и многие другие, распе- вались в
большинстве студенческих компаний. Казалось,
что, попав благодаря несомненному таланту и
социальному чутью в ту струю, в которой
"Кино" могло еще долгие годы иметь успех и
популярность, ничто уже не могло свернуть
музыкантов с этого пути. Но Виктор Цой неожиданно
для всех предвосхищает в своем творчестве то, что
уже все привычнее называют "искусством
перестройки". Этот первый резкий поворот
вызвал вначале удивление, а потом духовное
принятие новой позиции. (Хотя вполне возможно,
что это вовсе не при- нятие новой позиции, а
расширение плацдарма). Если ранее энергия в
песнях "работала на оборону", то теперь она
становится энергией атаки.
|