История
Биография
Пресса
Библиотека
Дискография
Воспоминания
Кино в Кино
Интервью
Новости
Опросы
Ссылки
О сайте
|
День в "Кино"
Журнал "Родник", N10, 1988 г.
Что касается фактов - вы их, наверное, знаете.
Может быть, и получше меня. Я могу написать, что в
1982 году молодой человек, которого звали Виктор
Цой... И так далее. Но это называется - отбывать
номер. Поэтому для обязательной программы отвожу
отдельные абзацы. А сейчас - ностальгические
воспоминания о двух интервью - с комментариями.
"Кино" - каким я его застал.
Поздняя осень 1987 года. Ленинград. Снег. Жуткий
холод. Я вхожу в подъезд стандартного дома на
самой окраине города, звоню в дверь. Открывает
молодой парень в джинсах, черной майке с белым
трафаретом "Спасем мир", огромными буквами.
Такие майки носят многие ребята из
Ленинградского рок-клуба. Южное лицо, короткие
волосы. Он оглядывает меня с головы до ног - что за
тип пожаловал? Разговор с гитаристом "Кино"
Юрием Каспаряном начинается на кухне.
- Кто тебя интересует? "Алиса"?
"Аукцион" и мы? Странная компания. Какое мы
имеем к ним отношение? Мы - элитарная группа.
Каспарян улыбается. Весь он - странный сплав
иронии, какой-то флегматичной энергии и
обязательного косноязычия. Он не привык давать
интервью. Правда, однажды, как гласит легенда,
шутник Курехин выдал его наивным журналистам за
Бориса Гребенщикова после одного из
прибалтийских концертов "Популярной
механики". Каспарян важничал и время от
времени изрекал сакраментальную фразу,
приписываемую Петру Мамонову: "Я обещал своим
ребятам тысячи и тысячи".
Сейчас Цоя в городе нет, живет он на чьей-то
квартире в Алма-Ате, снимается в "Игле",
фильме Рашида Нугманова. Отдуваться приходится
Юрию.
Здороваюсь с его родителями. Проходим в комнату.
Тахта, столик, кас- сеты, колонки и картины.
- Вот эту Боб Гребенщиков написал. А эту -
Джоанна. Правда, хорошо?
Юрий ставит кассету.
- Ты слышал "Союз композиторов"? Можно
сказать, дочерняя группа "Кино". Конечно,
главные там не мы, есть пара ребят, "новые
компози- торы". Собирают синтезаторные звуки.
Но мы все им помогаем, кроме Вити, и второй состав
тоже. Отличная дискотека, а?
Итак, узнаю, что у "Кино" есть
"дублеры". Слушаю "поп" с кассеты.
Тексты - положенные на клавишный вой переговоры
Гагарина с Королевым перед запуском
"Востока-1" плюс отрывистые знаменитые
"да" Капицы- младшего, списанное с
"Очевидного-невероятного", лондонские уроки
английского. Черновые записи готовящегося
альбома "Союза композито- ров" напоминают
отчет об испытаниях нового программируемого
синтеза- тора - впрочем, так, наверное, оно и есть -
Юра с детской увлеченно- стью рекламирует новую
игрушку.
- Хороший синтезатор. Вот хор девушек, -
Каспарян улыбается, - это на радио и телевидение
не пропустят... Жаль, плохие у них заставки.
Я слушаю вздохи под бойкий шелест
ритм-компьютера и делаю вид, что мне очень
интересно. Юра перебирает пальцами воздух,
показывая на воображаемой соло-гитаре свою
партию. Он дествительно гитарист.
Я включаю диктофон.
- Что ты можешь сказать о Цое? - спрашиваю я.
Юрино косноязычие тотчас начинает
прогрессировать.
- М-м-м, э-э, угм - говорит Каспарян, потом принимает
максимально торжественный вид и вы
дает: - Я думаю, Цой уже сейчас великий человек. Но
в будущем, верю, он станет еще круче.
- А как тебе его тексты?
- Они мне всегда нравились. Но вообще-то я в
текстах ничего не пони- маю. Знаешь, иногда Цой
показывает песню - и мне не нравится. Думаю, ну что
здесь играть - три аккорда. А потом по
играю - кайф.
- У "Кино" есть проблемы?
- Ну... (дальнейшее мычание я опускаю)... у нас нет
зала. И не будет, разве что мы его купим. Нам нужен
зал, где можно делать что угодно. Мы не согласны
на любые условия любой организации. А просто так
зала никто не даст. Мы репетируем дома. Соседи?
Привыкли, наверное. (Вспоминаю - "соседи
приходят домой, им слышится стук копыт".) И
потом, разве в зале покушаешь? А дома можно
отдохнуть, попить чай.
Дальше Каспарян говорит об еще одной беде
"Кино" - большой паузе в студийной работе. На
то время ударный альбом "Группа крови" не
был еще записан, хотя хиты уже прогремели на
Ленинградском городском фестивалe.
- Песни стареют, не записываются, их уже не
хочется играть. Но группа постепенно приходит в
состояние натянутого лука, - говорит Юрий, - вот
Витя вернется, будет альбом, будет целая серия
концертов. Мы тут без Цоя кое-что свели вчерновую.
Хочешь послушать?
Я слушаю наброски к "Группе крови" и
чувствую: альбом выйдет на славу. Цой, похоже,
окончательно совладал с более чем необычным тем-
бром своего голоса; лаконичная, как всегда,
ритмика стала свежей и необычной, а скупые
каспаряновские соло - необходимыми и достаточ-
нвми. Точные, славные тексты, чуть героичнее, чем
обычно.
- Витя - молодец. Чувствуешь, как петь стал? Вот
только ехиднее надо, - вздыхает Каспарян, - над
собой надо иронизировать, иначе нет кайфа.
Вот и не так. Кайф есть. Движение несомненно. Цой,
нашедший свой имидж еще во внестилевом
"Транквилизаторе" ("Метеоролог сказал,
дождь будет недолго, я закрываю свой зонт, я
экспериментатор"), похоже, становится немного
другим. И этот другой мне нравится. Хлес- ткая
оплеуха в адрес "Алисы" - "все говорят, мы в
месте, но немногие знают, в каком", язвительное
пожелание "тем, кто ложится спать, спо- койного
сна, спокойная ночь" соседствует тут с
сокровенным " а жизнь - только слово, есть лишь
любовь и есть смерть".
- А как тебе альбом "Это не любовь"? -
спрашиваю я. - Мне нравится. Посмеяться над
девушками - это же прекрасно, - говорит Каспарян.
- Какие у вас отношения с Гребенщиковым?
- Ну... Боб иногда оказывает мне большую честь
немного со мной выпить... Давай лучше о Курехине, о
нашем гении, о современнике нашем... хм... великом.
Полный состав "Кино" участвует в концертах
"Поп-механики". Это добрый знак.
Добавлю: "Кино" сменило на этом посту
"Аквариум" после разрыва между
Гребенщиковым и Курехиным.
Дальше - личная жизнь.
- Трудно с английским, - жалуется Каспарян, -
сначала ничего не по- нимал. Теперь уже легче.
Вызов вот - в гости. Если пустят, конечно.
Юра показывает мне официальные бумаги. Его жена -
американская жур- налистка, продюсер,
рок-исполнительница Джоанна Стингрей, которой мы
обязаны вышедшим в США двойным сборником
ленинградского рока "Красная волна".
Помнится, "Комсомолка" не замедлила
отреагировать "разоблачающей" статьей.
Потом вдруг стало ясно, что разоблачать
культурные обмены, пусть и неофициальные, не
стоит, и на ленинград- ском ТВ был даже снят
"Музыкальный ринг" с участием четы Каспарян-
Стингрей и Курехина, анонсированный
"Литературкой", но почему-то так и не
показанный.
- Терпеть не могу, когда обо мне говорят - муж
Джоанны, - Юра обнаруживает вдруг южный
темперамент, - так надо играть, чтобы о ней
говорили - жена Каспаряна. Ко мне многие
подъезжали, - вспоминает он, - надо то, надо это.
Думали, я разбогател. Потом говорили - вот, мол,
Каспарян стал буржуа, зазнался, все сам гребет.
Ничего я не нагреб. Неплохо бы, конечно,
организовать советско-американскую фирму по
культурному обмену, да не знаю, как пройдет.
Полгода уже нигде не работаю.
Нелепая ситуация! Гитарист группы, которую
слушают сотни тысяч, если не миллионы, должен,
оказывается, где-то числиться. Хоть сторожем. Как
будто то, что он делает в "Кино", не работа, к
тому же часто изнурительная.
- А в клубе я не очень-то общаюсь. Не всех даже
знаю, особенно моло- дых. Слегка в стороне мы, что
ли, - говорит Каспарян под конец. И, поскольку мой
спичечный коробок опустел, вручает мне черную
пачечку с белой каллиграфической надписью
по-английски - "Каспарян энд Стингрей".
Реклама!
В Штаты он, кстати, все-таки съездил, вызвав тем
самым еще один перерыв в работе "Кино".
Говорят, больше всего в Америке ему понра вилось
летать на спортивном самолете.
А теперь - обещанные обязательные абзацы.
Группа "Кино" основана Виктором Цоем,
корейцем по происхождению, в Ленинграде в 1982
году. Первый полуакустический альбом "45"
содержал такие "системные" хиты, как
"Когда-то ты был битником", "Алюминиевые
огурцы".
Странный посев дал любопытные всходы. Пример Цоя
показал, как рокер с задатками художника
вырастает их коротких штанишек идеологии своего
окружения. Неоромантический альбом "Начальник
Камчатки", в записи которого принял участие
сам "великий Боб", далек от професси-
онального совершенства; в удачном
"Троллейбусе", "Камчатке", "Гене-
рале" чувствуется влияние "Аквариума" - но
все-таки... Обаяние юности, неистребимая и
загадочная энергия искреннего "Начальника"
заставляют слушать этот немудреный
"пэтэушный" рок, снабженный, правда, не
такими уж и простыми текстами:
Где твой мундир, генерал?
Твои ордена? Спина, как струна...
Исповедь дерзкого взрослеющего подростка многим
пришлась по душе. "Мы должны заполнять все
части спектра", - сказал Гребенщиков. Цой
угадал со спектром сразу же.
Магнитофонный альбом "Ночь" с опозданием на
два года выпустила "Мелодия", опоздав перед
этим на пять лет с выпуском сингла из
"Начальника". От примитивного "телефон и
твой номер тянут меня как магнит", от
"Анархии", стыдливо названной пародией на
западные панк- группы, до почти попсовой "Мы
хотим танцевать" - размах "Ночи". Простая
музыка, простейшие аранжировки. И постоянное
ощущение чего- то большего. Но раскрывшийся было
Цой всякий раз прячется за привычную уже стену
иронии.
Предшествовавшая "Ночи" программа "Это
не любовь", конечно, изрядно повеселила
публику. Все эти "Уходи, я тебя не люблю",
"Я не могу больше ждать, я могу умереть" были
очень милы, но... Путь Цоя лежал совсем в другие
места, через ударные концертные номера
"Безъядерная зона", "Дальше действовать
будем мы", "Хочу перемен" приближался он к
"Группе крови". "Война между землей и
небом" обязана была случиться.
За отсутствием в Питере самого "начальника
Камчатки" я совершил краткую экскурсию по
"цоевским местам", побывав в обклеенной
экстра- вагантными лозунгами и плакатами
котельной - по месту работы, так сказать.
Выяснив по телефону у решительной супруги
Виктора, Марианны, что без интервью с Цоем
никакого материала о "Кино" давать нельзя, я
набрался наглости и позвонил в Алма-Ату.
- А может, давайте завтра? - флегматично предложил
Виктор в первый вечер, - я устал, у нас тут ночь.
Что ж. "Это его право - любить ночь".
На следующий вечер мы все-таки коротко
поговорили.
- Я не могу судить о том, что изменилось. Со
стороны виднее, - ушел Цой от ответа на вопрос о
динамике стиля. - Вообще меня не интере- сует,
нравятся песни или нет. Мы делаем, что хотим.
Иначе вообще ничего не получится. Конечно, тем,
кто постарше, не будет интересна
"Восьмиклассница". Но все-таки сейчас и темы
текстов шире, что ли, и группа звучит лучше.
- Как собирался состав?
- Я собирал не музыкантов. Прежде всего - друзей. А
как же иначе? Научиться-то играть можно. Каспарян,
например, вначале мало что умел, а теперь снимает
с гитары куда больше меня.
(По-моему, такой способ организации группы
всерьез возможен только в Советском Союзе. В
Ленинграде).
- Что вы делаете в кино?
- Мне нравится сниматься. Конечно, в фильме будут
песни. Но я стара- юсь не привносить в кино ничего
из того, что делаю в "Кино". Это разные вещи.
- Совпадают ли "я" в ваших песнях с вашим
собственным "я"?
- Иногда полностью, иногда частично, иногда не
совпадают совсем. Каждый раз по-своему.
- Вы можете что-нибудь пожелать слушателям? -
зачем-то спрашиваю я и тут же понимаю, что задал
глупый вопрос.
- Не знаю, - говорит Виктор, - не знаю. Ну что им
пожелать? Ничего, наверное.
Мы попрощались. Цой передал привет редактору
"Рокси" Старцеву, с квартиры которого я
тогда звонил, и далекая Алма-Ата исчезла в
ленинградской ночи.
Вот, собственно, и все. Таким я увидел и услышал
"Кино" в лице Кас- паряна и Цоя в ноябре 1987-го.
Наверное, теперь что-то изменилось...
|